Система защиты государственной тайны и информации

Сущность государственной тайны, необходимость сохранения ее в секрете, потребовали принятия целого комплекса мер, названного в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» системой защиты государственной тайны. Кстати, обратите внимание на курсы по защите государственной тайны!

Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Согласно Закону РФ «О государственной тайне», данные меры распространяются на межведомственную комиссию по защите государственной тайны и федеральные органы исполнительной власти.

Основную роль в создании правовых механизмов системы защиты государственной тайны играют органы государственной власти Российской Федерации.

Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя:

Федеральное Собрание РФ;

– Президента РФ;
– Правительство РФ;
– органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ;
– ФСБ, Минобороны России, Службу внешней разведки, судебную власть.
Полномочия Федерального Собрания РФ:

– Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны;
– определяет средства и статьи федерального бюджета, направление на реализацию программ по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
Полномочия Президента РФ:

– утверждает программу по охране государственной тайны;
– утверждает структуру межведомственной комиссии по защите;
– утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне;
– заключает международные договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в администрации Президента РФ.
Полномочия Правительства РФ:

– организует исполнение законов по охране государственной тайны;
– предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
– предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне;
– устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну;
– организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны;
– определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (три уровня секретности);
– устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ:

– обеспечивают защиту государственной тайны, переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях;
– обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне;
– реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот;
– вносят предложения но улучшению защиты государственной тайны.
Полномочия судебной власти:

– при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне, обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
– определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.
Органы государственной власти обеспечивают охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законом, от разглашения и неправомерного использования с выполнением ими своих служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется как служебная тайна.

Органы государственной власти обладают следующими полномочиями по работе с персональными данными, составляющими тайну частной жизни:

– лицензирование деятельности, связанной с работой с персональными данными;
– регистрация массивов и держателей персональных данных;
– сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных;
– заключение межгосударственных соглашений о трансграничной передаче персональных данных;
– организация взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти в условиях информатизации общества.
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляется по многим направлениям: во-первых, это правовое регулирование государством проблем местного самоуправления; во-вторых, это наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их выполнением; в-третьих, это взаимодействие в финансовой сфере и некоторые другие вопросы.

В то же время основными направлениями деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в области информатизации являются следующие:

– установление принципов отбора информации, необходимой для обеспечения деятельности органа власти с учетом его места в системе власти;
– обеспечение моделирования блоков информации по функциям органа в целях результативной подготовки решений органа в пределах его компетенции;
– систематизация всего комплекса информации, ведение делопроизводства, сдача дел в архив, предоставление информации в специализированные фонды;
– формирование информации, которая предназначена для внешних организаций и граждан, опубликование ее и доведение до сведения заинтересованных лиц;
– организация информационной системы в рамках ведения органа власти, обеспечение постоянных инноваций коммуникативных информационных процессов в своей системе;
обеспечение безопасности при использовании информации, соблюдение правил передачи другим органам государственной власти и органам местного самоуправления;

– подготовка и ведение банков информации официальной и массовой;
– организация ведения учета информационных ресурсов органа власти, установление ответственности за его адекватность задачам и функциям органа, полноту, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению.
Что касается возможностей участия муниципальных образований в международном информационном обмене, то они участвуют в нем в качестве субъектов права, представляющих интересы населения по вопросам, отнесенным к предметам ведения местного самоуправления.

Правом выступать от имени муниципальных образований по вопросам международного информационного обмена обладают органы местного самоуправления в рамках их полномочий, установленных нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальные информационные службы и средства массовой информации муниципальных образований вправе самостоятельно участвовать в международном информационном обмене.

Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру, как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»).

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
– согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне», которые касаются: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре, при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;
– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
– определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне»;
– ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
– принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну:

– особой важности;
– совершенно секретным;
– секретным.
Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Закон РФ «О государственной тайне» определяет и особые случаи допуска к государственной тайне, так называемый особый порядок допуска к государственной тайне. Он установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.

Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне» (ст. 21). Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его иод судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;
– постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
– однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (служебным контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
– возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (служебного контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре. Вместе с тем это не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Система защиты государственной тайны также включает в себя установление лицензирования на проведение работ со сведениями, соответствующими какой-либо степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдастся на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения или организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих у слови й:

– выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
– наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
– наличие у них сертифицированных средств защиты информации.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне», осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *